О разработке планов противопожарного устройства лесов

 

О разработке планов противопожарного устройства лесов

Катастрофические пожары 2010 года показали, что для предотвращения и предупреждения крайне тяжелого положения с лесными пожарами Субъектам необходимо осуществить комплекс мероприятий направленных на ликвидацию и прежде всего на профилактику лесных пожаров. Одним из важнейших и первоочередных мероприятий в этом комплексе является противопожарное устройство лесов, которое должно включать в себя план противопожарного устройства лесов субъекта в целом и  планов противопожарного устройства лесничеств. Для оптимизации маневрирования силами и средствами необходимо использование современной ГИС-технологии, позволяющей оптимизировать размещение противопожарных мероприятий с учетом степени природной пожарной опасности и многолетних данных о горимости лесов.  Кроме того противопожарное устройство потребует проведения полевых изыскательских работ (аналогичных лесоустроительным изысканиям), определения и обоснования стоимости профилактических противопожарных мероприятий, а также разработки РТК.

Приказом Рослесхоза  №36 от 28 февраля 2011 г. «Об организации охраны лесов от пожаров в 2011 году» всем субъектам РФ до конца года  рекомендовано разработать планы противопожарного устройства лесов.

По состоянию на 28.03.2011 г. конкурсы на проведение работ по противопожарному устройству объявлены в трех субъектах. При этом стартовые (максимальные) цены колеблется от 1.5 млн. руб. в Амурской области до 3 млн. руб. в Тюменской области.

Стоимость работ по противопожарному устройству  определяется по «Справочнику базовых цен на лесохозяйственные изыскания. М. 2006 г.», который рекомендован к применению Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству письмом от 24 мая 2006 г. № СК-1976/02 по согласованию с Федеральным агентством лесного агентства от 28 марта 2006 г. № МГ-05-032/1773.

Справочником предусмотрены три категории сложности изыскательских работ, которые определяются на основании оценки ряда показателей.

I категория:

а) леса с фактической горимостью на 1 млн. га до 50 случаев, доля насаждений I-III  классов природной пожарной опасности до 25%;

б) территории заболоченные свыше 30 %;

в) участки хвойных молодняков и культур занимают до 5 % покрытых лесной растительностью земель;

г) материалы лесоустройства давностью до двух лет;

д) разряд лесоустройства III.

 II категория:

а) леса с фактической горимостью на 1 млн. га 50-100 случаев, доля насаждений I-III  классов природной пожарной опасности до 25-50%;

б) территории заболоченные свыше  от 10 до 30 %;

в) участки хвойных молодняков и культур занимают свыше 5 до 10 %  покрытых лесной растительностью земель;

г) материалы лесоустройства давностью свыше двух до пяти лет;

д) разряд лесоустройства II.

III категория:

а) леса с фактической горимостью на 1 млн. га свыше 100 случаев, доля насаждений I-III  классов природной пожарной опасности свыше 50%;

б) территории заболоченные до 10 %;

в) участки хвойных молодняков и культур занимают свыше 10 % покрытых лесной растительностью земель;

г) материалы лесоустройства давностью свыше пяти лет;

д) разряд лесоустройства I.

Справочником предусмотрены два варианта изыскательских работ: рекогносцировочный и детальный.

В состав работ при рекогносцировочных изысканиях по противопожарному устройству лесов входят:

Выписка из материалов лесоустройства данных по характеристике лесного фонда, природных и лесопирологических  условий объекта изысканий. Тиражирование рабочих схем лесхозов (лесничеств) М 1:100000;

Поквартальное распределение лесного фонда по классам  природной пожарной опасности с раскраской кварталов на схемах лесхозов (лесничеств);

Выписка данных о горимости лесов за последние 10 лет с разноской на схемах мест возникших пожаров;

Уточнение границ лесхозов, лесничеств, торфоместорождений, участков загрязненных радионуклидами, арендных и других пожароопасных территорий;

Лесоохранное районирование лесного фонда субъекта федерации;

Изучение состояния технического оснащения авиационных и наземных лесопожарных служб;

Составление и согласование основных положений противопожарных мероприятий в лесном фонде субъекта федерации.

Стоимость работ по рекогносцировочным изысканиям (руб.) определяется в зависимости от категории сложности объекта  и приведена в таблице 1.

Измеритель – 1 лесхоз (лесничество)                   Таблица  1

 

№ п.п

 

Наименование работ

Категория сложности

I

II

III

1

Рекогносцировочные изыскания по противопожарному устройству лесов

57795

74075

96299

(цены приведены к базисному уровню на 01.01.2001г.)

В состав работ при детальных изысканиях по противопожарному устройству лесов входят:

Выписка из материалов лесоустройства данных по характеристике лесного фонда, природных и лесопирологических  условий объекта изысканий. Тиражирование рабочих схем лесхозов (лесничеств) М 1:100000 и рабочих планов лесничеств (участковых лесничеств) М 1:25000;

Выписка данных о горимости лесов за последние 10 лет с разноской на схемах мест возникших пожаров;

Выписка выделов в кварталах с распределением  их площадей по классам природной пожарной опасности с раскраской на рабочем плане лесничеств;

Уточнение границ лесхозов, лесничеств, торфоместорождений, арендованных участков, площадей хвойных молодняков и культур, участков загрязненных радионуклидами;

Изучение состояния технического оснащения авиационных и наземных лесопожарных служб;

Обследование в натуре насаждений высоких классов природной пожарной опасности, дорог, водоемов, помещений ПХС, ПНВ, других существующих и намечаемых объектов противопожарного назначения с ведением полевого журнала с количественной характеристикой объектов;

Составление и согласование основных положений противопожарных мероприятий в лесном фонде лесхоза (лесничества).

Стоимость работ по детальным изысканиям (руб.) определяется в зависимости от категории сложности объекта  и приведена в таблице 2.

Измеритель – 1 лесхоз (лесничество)         Таблица 2

 

№ п.п

 

Наименование работ

Категория сложности

I

II

III

1

Детальные изыскания по противопожарному устройству лесов

144835

189698

242990

(цены приведены к базисному уровню на 01.01.2001г.)

Расчеты  стоимости работ в соответствии с  приведенными ценами, а также с учетом индекса изменения сметной стоимости (письмо Минрегиона №39160-КК/08 от 18.11.10) показали, что реальная стоимость противопожарного устройства в различных субъектах колеблется от 5634035 руб.  до 37493570 руб.   (таблица 3)  

Таблица 3

Наименование субъекта

Стоимость работ (руб.)

Амурская область

8 565 019

Волгоградская область

10468357

Еврейская область

5634035

Ивановская

12006665

Камчатский Край

10085605

Республика Карелия

10310731

Кировская область

32311437

Костромская  область

18559610

Нижний Новгород

48026663

Оренбургская область

13323363

Самарская область

8565019

Саратовская область

23433485

Свердловская область

26152175

Тамбовская область

15608669

Томская область

17715993

Тюменская область

18559610

Хабаровский край

37493570

Чувашская республика

14048025

Республика Саха  (Якутия)

22812667

 

Анализ  стартовых (максимальных) цен выставленных на конкурс и расчетных цен  по Амурской  и Тюменской областям показывает, что стартовые цены занижены примерно в шесть раз и более чем в два раза ниже  цен 2001 г. Скорее всего, это свидетельствует о том, что средства на разработку  планов противопожарного устройства субъектам не предусмотрены и не выделены и финансироваться они будут по остаточному принципу. Это повлечет за собой формальное и некачественное выполнение работ по противопожарному устройству и как следствие приведет к  неэффективному тушению и профилактике лесных пожаров. В этом случае «стрелочники» уже назначены - разработчики планов противопожарного устройства.



Новости